Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла для МКПП — виды, классификации, характеристики.
Коробка передач является одним из самых дорогих и сложных в обслуживании элементов автомобиля. Некоторые коробки передач не подлежат разборке, и малейшая неисправность может потребовать полной замены агрегата. Это может привести к потере не только денег, но и времени, если оригинальная модель отсутствует в свободной продаже.Исходя из требований вашего автомобиля, следует подбирать масло с соответствующей маркировкой.
Качественное трансмиссионное масло поможет продлить срок службы вашей коробки передач. Какое масло выбрать и как это сделать правильно, подробнее в статье.
Состав трансмиссионных масел
Технические масла, такие как моторные и трансмиссионные, состоят из базовых масел и добавок, которые определяют их физико-химические свойства. Американский институт нефти (API) разработал единую классификацию базовых масел, включающую шесть групп.| Группа | Индекс вязкости | Состав: насыщенные углеводороды | Состав: сера | Способ получения | ||||||||||||||||
| I | 80-120 | <90% | >0.03% | Селективная очистка и депарафинизация | ||||||||||||||||
| II | Гидроочистка | |||||||||||||||||||
| III | >120 | Каталитический гидрокрекинг | ||||||||||||||||||
|
IV |
Полиальфаолефины (PAO/ПАО) | Органический синтез | ||||||||||||||||||
| V | Эстеры, полиалкиленгликоли (PAG/ПАГ) | |||||||||||||||||||
| VI | Полиалкилнафталин | |||||||||||||||||||
Масла из групп I–III получают путём очистки мазута и относят к минеральным.
Масла, произведённые методом органического синтеза (группы IV–VI), считаются синтетическими.
Также существуют полусинтетические смазочные материалы, которые получают добавлением синтетических компонентов к минеральной основе, что улучшает её эксплуатационные характеристики.
Преимущества синтетических масел:
- Гидролитическая устойчивость — предотвращает взаимодействие с водными растворами и образование соединений, вызывающих окисление металлов;
- Термостабильность — обеспечивает устойчивость к воздействию экстремальных температур без образования коррозионно-активных кислот;
- Постоянство вязкостных характеристик — обеспечивает надёжную работу двигателя в любых погодных условиях, особенно при значительных колебаниях температуры.
Минеральные масла стоят дешевле, но их срок службы ограничен из-за быстрого старения под воздействием термоокислительных процессов и механической деструкции (процесс разрушения под воздействием силового воздействия, например, давления или удара). Они также не подходят для использования в механических коробках передач с синхронизаторами из цветных металлов, потому что содержат много сернистых и фосфорных присадок. Эти присадки улучшают прочность защитной плёнки на трущихся поверхностях, но также разрушают латунные детали.
Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)
Вязкость масла — способность трансмиссионных масел обеспечивать смазку трущихся поверхностей и формировать на них защитный слой при различных температурах. Более вязкое масло имеет большую плотность и лучшее сопротивление течению, а менее вязкое обеспечивает тонкий слой смазки и предотвращает трение.Существует два типа вязкости: динамическая (характеризует силу внутреннего трения трансмиссионного масла) и кинематическая (представляет собой отношение динамической вязкости к плотности вещества и определяет его текучесть).
Классификация смазочных материалов, основанная на вязкостных показателях и характере их изменений в зависимости от температуры, была разработана Обществом автомобильных инженеров (SAE, Society of Automotive Engineers).
Согласно классификации SAE — трансмиссионные масла делятся на три основные категории:
- зимние,
- летние,
- всесезонные.
Классификации зимних трансмиссионных масел
Зимние трансмиссионные масла характеризуются динамической вязкостью, которая при расчётной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. Это означает, что такие масла сохраняют свои смазывающие свойства даже в сильный мороз, обеспечивая надёжную работу трансмиссии при холодном запуске.Масла имеют маркировку SAE 70W, где цифровой индекс указывает на вязкостно-температурные свойства, а буква W (от англ. Winter, зима) указывает на их пригодность для использования в холодное время года.
| Класс по SAE |
Min t° динамической вязкости при 150 000 мПа·с (°С) |
Min t° кинематической вязкости при t = 100 °C (мм2/с) |
| 70W | −55 | 4,1 |
| 75W | −40 | |
| 80W | −26 |
7,0 |
| 85W | −12 |
11,0 |
Классификации летних трансмиссионных масел
Цифровой индекс для данного типа масел указывает на минимальную и максимальную кинематическую вязкость масла при нагревании до 100 °C. Высокие температуры повышают текучесть масел, что приводит к ухудшению их смазывающих характеристик, поскольку защитная плёнка становится слишком тонкой. Таким образом, способность масла сохранять постоянную консистенцию при высоких температурах становится не менее важной, чем его способность противостоять загустеванию в холодное время года.| Класс по SAE | Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) | Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) |
|
|
Мин. | Макс. |
| 80 | 7,0 | 11,0 |
| 85 | 11,0 | 13,5 |
| 90 | 13,5 | 18,35 |
| 110 | 18,5 | 24,0 |
| 140 | 24,0 | 32,5 |
| 190 | 32,5 | 41,0 |
| 250 | 41,0 | — |
Всесезонные трансмиссионные масла имеют двойную маркировку. Например, показатель SAE 75W-80 расшифровывается следующим образом: это трансмиссионное масло подходит для использования при температуре до −40 °C (индекс 75W) и обладает кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм²/с при 100 °C (индекс 80). Большинство всесезонных масел можно применять при температуре окружающей среды до +35 °C, но есть также марки, сохраняющие постоянство вязкостно-температурных свойств даже при +45 °C (например, SAE 85W-90).
|
Класс по SAE |
Температура окружающей среды, при которой обеспечивается должный уровень смазки (˚С) |
|
|
Мин. |
Макс. |
|
| 75W-80 | –40 | +35 |
| 75W-90 | ||
| 80W-85 | –26 | |
| 80W-90 | ||
| 85W-90 | –12 | +45 |
| 80W-140 | –20 | |
|
85W-140 |
+10 |
|
Эксплуатационные категории трансмиссионных масел (API)
Классификация API — это система оценки качества моторных масел, разработанная Американским нефтяным институтом (API, American Petroleum Institute).В отличие от SAE, чья классификация основана на вязкости масел, API учитывает совокупность противоизносных и противозадирных свойств, а также совместимость с различными типами коробок передач и состав используемых присадок.
Среди присадок можно выделить:
- противоизносные, улучшающие защитную плёнку и предотвращающие механический износ деталей;
- противозадирные, предотвращающие появление повреждений на трущихся поверхностях;
- противопенные, исключающие образование пены и нарушение однородности масел;
- антиокислительные, предотвращающие окисление масла и образующие безопасные соединения;
- антифрикционные, снижающие силу трения между поверхностями за счёт образования прочной слоистой плёнки;
- противовибрационные, повышающие коэффициент трения для более плавного и мягкого сцепления.
Согласно определённым критериям выделяют следующие классы:
- GL-1: минеральные масла с антиокислительными, противопенными и противоизносными присадками без противозадирных компонентов. Подходит для сельскохозяйственных и грузовых машин на низких скоростях.
- GL-2: масла с противоизносными присадками, могут содержать антифрикционные компоненты. Используется для смазки трансмиссий российской и зарубежной сельскохозяйственной техники.
- GL-3: характеризуется улучшенными противоизносными свойствами по сравнению с GL-2, содержит до 2,7% противоизносных присадок. Не подходит для гипоидных передач в современных автомобилях, но совместим с конусными передачами.
- GL-4: отличается высоким содержанием противозадирных присадок (до 4%). Предназначен для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, агрегатов ведущего моста и несинхронизированных коробок передач. Данный класс является основным для большинства легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, производимых в Евросоюзе (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota), также широко используется в коммерческом транспорте, включая отечественные грузовые автомобили, например, КамАЗ 65206 с синхронизированной 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S 2221.
- GL-5: концентрация противозадирных и противоизносных присадок достигает 6,5%. Этот класс включает масла для гипоидных передач со значительным смещением осей, подходящих для смазки ведущих мостов современных автомобилей, работающих в тяжёлых условиях.
- Класс GL-5 включает подкласс GL-5 LS. Этот подкласс предназначен для смазки дифференциала повышенного трения, также известного как самоблокирующийся дифференциал. Название LS расшифровывается как Limited Slip и указывает на наличие противовибрационных присадок в трансмиссионных маслах этой категории. Благодаря этим присадкам, масла подходят для спортивных легковых автомобилей, кроссоверов (например, Jeep Wrangler), некоторых фургонов (например, Fiat Ducato) и универсалов (например, Audi A4 Avant с межосевым самоблоком Torsen).
- GL-4/GL-5 (GL-4/5), GL-4 Plus (GL-4+): в стандарте API данной сдвоенной категории нет, но производители часто используют её. По эксплуатационным качествам эти масла ближе к GL-4, но отвечают и требованиям категории GL-5, а их коррозионное воздействие на синхронизаторы из медных сплавов снижено. Позиционируются как универсальные масла для любых узлов трансмиссии с зубчатой передачей.
- MT-1: содержит противоизносные присадки, которые обеспечивают защиту деталей от износа и предотвращают повреждение сальников. В масле также могут быть антифрикционные присадки, которые помогают снизить трение между движущимися частями трансмиссии. Этот класс разработан для высоконагруженных передач грузового и пассажирского транспорта, перевозящего тяжёлые грузы, например, автобусов.
Как часто следует менять масло в трансмиссии?
Срок службы трансмиссионного масла во многом определяется условиями, в которых эксплуатируется автомобиль, а также его типом. Советы производителей машин в этом вопросе не всегда стоит принимать за истину: некоторые утверждают, что залитое масло рассчитано на весь срок службы агрегата. На практике же «необслуживаемые» компоненты могут выйти из строя сразу после окончания гарантийного периода.Любое масло со временем теряет свои свойства: оно окисляется, стареет, а содержащиеся в нём присадки постепенно разрушаются. Кроме того, узлы трансмиссии не являются полностью герметичными — для компенсации давления в корпусе предусмотрен сапун, через который внутрь попадает воздух с улицы, несущий влагу и пыль. Помимо этого, в процессе работы в масле накапливаются частицы износа металлических деталей.
Рекомендуемые интервалы замены трансмиссионного масла:
- синтетика — каждые 60–65 тысяч километров.
- полусинтетика — раз в 40–45 тысяч километров.
- минеральное — через 25–30 тысяч километров.
Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях (частые пробуксовки, бездорожье, резкие перепады температур), менять масло стоит чаще.Особое внимание следует уделять состоянию масла после преодоления глубоких водных преград. Даже если сапуны выведены максимально высоко, горячие детали трансмиссии способны втянуть холодную воду через сальники из-за перепада температур. В результате масло смешивается с водой и превращается в светлую эмульсию, которая уже не может обеспечить качественную смазку. Поэтому после пересечения бродов или глубоких луж рекомендуется заменить масло во всех узлах трансмиссии как можно скорее.
Также важно помнить, что независимо от пробега, трансмиссионное масло желательно обновлять не реже одного раза в три года.
Каждое трансмиссионное масло в нашем ассортименте – это гарантия надежности и долговечности вашего автомобильного транспорта. Мы заботимся о том, чтобы ваша трансмиссия работала как часы, предотвращая износ и защищая от коррозии даже в самых экстремальных условиях эксплуатации.
Для дополнительной консультации по подбору аналога трансмиссионного масла или для оформления заказа вы можете обратиться по телефону:8(800) 550-00-73 | по электронной почте: zakaz@skladmasla.ru

